Поделки своими руками
Снежинки
Фонарики-подвески
Елочка
Объемная снежинка
Бумажные елочные бусы
О зиме
Стихи
Песни
Памятки для родителей
Дед мороз
|
Дед Мороз в свете психологии
Почему мы зовем к ребенку Деда Мороза?
Дед Мороз уже приходил к малышу на елку в детский сад.
И еще мы водили его на самые престижные
представления в городе, где Дед Мороз тоже
обязательно был — высокий, нарядный, с зычным
голосом. Но нам этого мало. Мы непременно желаем,
чтобы он пришел и к нам домой, собственноручно
вручил ребеночку купленный нами подарок. Почему?
Мы, взрослые, очень нуждаемся в волшебном,
тоскуем о нем и не смеем в этом признаться. Мы
хотели бы верить в чудо, но наш возраст, статус и
опыт жизненных разочарований этого не позволяют.
А малыш от этого всего еще свободен. Он в Деда
Мороза искренне верит. И мы, наблюдая ребенка в
его доверчивой радости от встречи с Дедом
Морозом, смотрим в этот момент на мир его глазами
и получаем свой кусок эмоционального пирога от
переживания чудесного.
Это такое родительское счастье — ждать в гости
Деда Мороза с подарками (для ребенка, конечно),
читать вместе с малышом детские книжки, ходить в
театр и в музей.
Однако, приглашая к малышу Деда Мороза, нужно
следовать некоторым правилам.
Правила встречи Деда Мороза
К встрече с Дедом
Морозом ребенок должен быть психологически
готов.
Дед Мороз — персонаж волшебного мира, волшебной
сказки. Значит, ребенок уже должен иметь доступ в
сказочный мир. Это становится возможным тогда,
когда детское воображение уже проявляет себя,
когда малыш уже научается играть с игрушками в
сюжетные игры — не просто складывать пирамидки и
стучать кубиком о кубик, а сооружать постройки,
организовывать жизнь кукол и слушать волшебные
сказки. То есть в возрасте около четырех лет. «С
четырех до шести» дети верят в Деда Мороза, ждут
его, вступают при встрече в контакт, выстраивают
с ним игровые отношения. Индивидуальные границы
готовности, конечно, могут колебаться. И
некоторые малыши с удовольствием приветствуют
новогоднего гостя и в три с половиной годика —
особенно, если они смелы и не боятся вступать в
контакт с незнакомыми.
По отношению к
ребеночку более младшего возраста (к примеру,
двухлетнего) появление Деда Мороза не может
являться обязательной и желаемой составляющей
праздника. Дед Мороз для него прежде всего чужой,
незнакомый взрослый. И он может сильно напугать
малыша — особенно, если явится во всем своем
громогласном великолепии и постукивая палкой.
В силу возрастных особенностей гораздо больший
интерес для двухлетки представляет елка — ее
игрушки и огоньки, манипуляции с развешиванием
гирлянд и с кнопкой зажигания. Это можно
«сценично» обставить: в определенный момент
подвести малыша к деревцу, сказать вместе с ним
волшебные слова и предложить нажать заветную
кнопочку. Елочка загорелась — это уже чудо! Потом
можно выйти за дверь и «обнаружить» там подарок,
оставленный Дедом Морозом. Слова «Дед Мороз»
могут и должны звучать: это заброс в будущее,
обозначение перспективы. В невидимом своем
обличье новогодний волшебник принесет
двухлеточке не меньше пользы, чем в
«натуральном» виде.
Иногда родители
считают, что без Деда Мороза праздник не
состоится. Если эта идея так сильно засела у них в
голове, отсутствие Деда Мороза будет ощущаться
как потеря, как эмоциональная дыра. Это плохо,
поскольку маленький ребенок очень чувствителен
к эмоциям взрослых.
Вы непременно решили показать малышу Деда
Мороза? Учтите: этот Дед Мороз не должен
совершать никаких резких движений. Лучше, если он
вообще будет стоять смирно и молчать. Как в
анекдоте. Никаких приветствий хорошо
поставленным актерским голосом, никаких песен и
плясок. Дед Мороз должен притвориться большой
куклой, которую можно потрогать за бороду, а на
шубе разглядеть звезды и снежинки. То есть в
отношении Деда Мороза требуется повторить все те
действия, которые вы уже проделали у наряженной
елки: ребенку полутора-двух лет удовольствие
доставляет «предметная сторона вопроса». До
развернутого, самостоятельного, диалогического
общения с незнакомым существом он еще не дорос.
Несколько иначе
развивается ситуация, если малыш — не первый
ребенок в семье, и у него есть старший брат или
сестренка, с нетерпением ожидающие Деда Мороза.
Поведение и эмоциональные реакции младшего
двухлетки во многом определяются реакциями
старших. Внутри их общей жизни он невольно
оказывается втянутым и в игровое поле, и в
предметные манипуляции с некоторым опережением,
он копирует их образцы поведения. Поэтому и Деда
Мороза он скорее всего будет воспринимать через
призму эмоциональных реакций братьев и сестер.
Но, возможно, в момент появления гостя
присутствие мамы, папы или другого близкого
взрослого, держащего ребенка за руку, не
помешает: захочет малыш — подойдет поближе,
познакомится. Нет — довольно и того, что
посмотрит на происходящее с некоторого
расстояния.
Ни в коем случае
нельзя форсировать «удовольствие» малыша любого
возраста от общения с приглашенным Дедом
Морозом. Даже если приглашение стоит денег.
Может, у взрослого в голове и существует
«программа» оплаченного взаимодействия:
поздороваться с Дедом за руку, потрогать бороду,
спеть песенку, рассказать стишок, а потом
получить из мешка подарок. Но эта «программа» в
реальности порой расходится с желаниями и
возможностями ребенка. Если ему боязно, неловко,
некомфортно, ни в коем случае нельзя настаивать
на своем, уговаривать, подталкивать в объятия к
Деду Морозу. Никакой радости это не доставит.
И если сегодня малыш предпочитает общаться с
Дедом Морозом на «дистанции», пусть так и будет.
Может, так оно и лучше: кто их знает, этих
волшебников?
|